Хакерский софт, программирование и различные услуги
Старый 25.09.2011, 10:11   #1
Spec
Новичок
 
Регистрация: 03.09.2011
Сообщений: 23
Spec на пути к лучшему
По умолчанию Уроки программирования на Delphi.

Если у вас есть желание научиться программировать (или как говорят программисты – кодить), но совершенно нет времени или желания изучать толстенные талмуды различных программистов-профессоров-профессионалов, то вы можете ознакомиться со следующими мини уроками. Создавать программы не сложно. Это не сложнее чем собирать конструктор или рисовать в Paintе какой-нибудь нелепый рисунок. Все, что требуется для того, чтобы создавать обыкновенные программки, так это среда, которая предоставляет эту возможность и, самое главное, хоть какое-то желание. Итак, если у вас имеется желание научиться программировать, то приступим к уроку №1.

Урок № 1. Моя первая программа.
Сначала нам нужно найти подходящую программу для программирования. На мой взгляд, самая простая, понятная и показательная программа, что отнюдь не означает ограниченность ее возможностей, это система программирования Delphi. Предлагаю скачать дистрибутив в какого-нибудь торрента или купить диск. Сейчас в моде 7я версия Delphi.
Итак, скачали и установили сию программу. Пришло время запустить ее. После запуска мы видим не совсем обыкновенное расположение окон программы: сверху имеется главное окно, слева еще два (сверху и снизу), по центру есть окно заготовки нашей первой программы с именем Form1, а так же имеется окно с каким-то текстом непонятным (Unit 1).
Пару слов о каждом окне. В главном окне, которое расположено сверху мы, как обычно, можем найти различные кнопки и команды для того, чтобы: создать новый проект, открыть, сохранить, сделать настройки и прочие другие функции. Но лавное в этом окне – это набор компонентов, из которых мы как из кирпичей можем создавать окно (интерфейс) своей программы. Например, на вкладке Standart мы видим такие объекты как:
Label (в виде буквы А) – это простая надпись на окне (Forme) программы;
Edit (ab в белом квадрате) – это поле, в которое мы можем вводить в нашу программу различные исходные данные для их обработки;
Memo (значок в виде листика с текстом) – это такое объект, который может отображать различный текст, заданный кодом программы;
Button (вид кнопки с текстом «ОК») – это кнопка, по нажатию на которую будет происходить то или иное действие, определенное нашим кодом.
Тут есть и другие объекты, но для начала нам хватит и этих для того, чтобы создать маленькую программку.

Другое окно называется Object TreeView (дословно переводится как просмотр древа объектов нашей программы). Дело в том, что наша программа будет состоять из различных объектов, которые будут связанны между собой либо общим местоположением, либо нашим кодом. Вот это древо объектов (Object TreeView) и показывает нам где что находится и что на чем лежит. На данный момент в нем есть лишь один объект – это окно нашей первой программы (Form1), которое вы видите перед собой по центру.

Еще одно из важнейших окон – это Object Inspector. В нем содержатся множество параметров наших объектов, которые будут участвовать в нашей программе. Для того чтобы посмотреть свойства объекта, его нужно выделить на Form1 (или выделить саму Form1, нажав на нее курсором) и посмотреть что там содержится. Например, свойство Color будет задавать цвет нашего окна, свойство Left – это расстояние от левой границы нашего экрана до левой границы окна, свойство Top – это расстояние от верхней границы экрана до верхней границы окна. По сути все видимые (и невидимые) свойства содержатся в Инспекторе Объектов, благодаря чему их можно задать вручную (но так же можно их же задать и программно, с помощью кода).

На Инспекторе Объектов есть не только свойства (Properties), но и указание на те события (Events), которые будут обрабатываться нашим кодом. Например, вы хотите чтобы в ответ на то, что вы кликните мышкой по окну, окно Form1 поменяло свой цвет. Забегая вперед опишу как это просто делается в Дельфи:
1) Заходите в Испектор объектов на вкладку Events и делайте двойной клик напротив строчки OnClick – появится окно Unit1 с каким-то текстом и мигающим курсором. Не обращая внимания на разные нюансы, просто напишите такую строчку:

Form1.Color := clRed;

И сразу после того, как поставите «;» в конце строчки, нажимайте на клавишу F9 на клавиатуре. Появится ваше пустое окно. Кликните на него, и вы увидите, что произойдет. Окно станет красным! Вот вы и создали свою первую программу, которая состоит из множества строчек кода, но которые были созданы автоматически при запуске программы, а вам пришлось лишь ввести одну строку для того, чтобы программа сделала то, что вам надо. Конечно же, вы можете делать все это вручную: описывать каждому объекту цвет, фон, размер, события, но зачем, когда среда Дельфи экономит для нас наше драгоценное время? Но вернемся к нашим разъяснениям.

Что собственно мы написали. Двойным кликом на странице Events мы приказали создать в программе обработку события OnClick (то есть реакцию нашей программы на событие – клик по форме). Автоматически появился код, который предложил нам описать обработку. Что мы и сделали. Дословно строчка «Form1.Color := clRed;» переводится как: «Цвету формы1 присвоить значение красный». Эту форму можно растягивать, можно перемещать, свернуть и развернуть и все остальное, что можно делать с окнами в Windows – это все прописало за нас среда Дельфи, но мы можем изменить этот код или написать свой с нуля.

Итак, первая программа готова. Пусть она простая и бесполезная, зато образцово показательная. В следующих уроках мы разберемся в некоторых других тонкостях программирования на Delphi.
Spec вне форума  
Старый 25.09.2011, 10:16   #2
Spec
Новичок
 
Регистрация: 03.09.2011
Сообщений: 23
Spec на пути к лучшему
По умолчанию Программируем на Delphi. Урок 2

Теперь, зная как создать простенькую программку, можно усложнить ситуацию и сделать программку посложнее. Но для этого придется разобраться еще в нескольких нюансах программирования на Delphi. Итак, начнем.

Запускаем программу и смотрим на появившуюся форму Form1. Посмотрели на нее и перешли на вкладку Standart главного окна Delphi. Там находим объект Button (значок в виде кнопочки с надписью «ОК», если навести мышкой – то появится подсказка). Нажимаем на этот объект и делаем следующий клик на Form1. В результате этих несложных манипуляций у нас должна появится кнопка на форме, на которой должно быть написано Button1 или btn1, в зависимости от наличия установленных патчей, которые обычно прилагаются к Delphi.

Итак, мы имеем форму с одной единственной кнопкой на ней. Теперь можно заняться косметикой. Выделяем кнопку (для этого нужно кликнуть по ней) и смотрим в окно Инспектора Объектов. На вкладке Properties видим слева строку Caption, а справа от нее надпись Button1. Вот это самое Button1 изменяем на слово «Close», «Выход» или любое другое слово, какое вашей душе угодно. Можно заметить, что синхронно с нами на кнопке изменяется надпись на то, что мы вводим. Так вот свойство Caption и содержит в себе название кнопки. Это свойство есть не обязательно только у объекта Button, оно есть у всех объектов, на которых есть какая-нибудь надпись. Например, у нашей Form1 тоже есть свойство Caption. Попробуйте изменить его на какое-нибудь другое слово и вы увидите, что наше главное окно будет носить уже другое название (хотя в программном коде обращаться к нему все равно будет нужно через имя Form1. Это имя объекта, которое использует код Дельфи содержится в свойстве Name. Лучше пока его не изменять, чтобы не путаться).

Итак, у нас есть переименованная кнопка и переименованная форма. Теперь выделяем кнопку, идем в Инспектор Объектов на вкладку События (Events) и делаем двойной клик справа от события OnClick. Появляется код, в который мы на этот раз впишем лишь одно слово: «Close;». Это будет означать, что в ответ на событие OnClick (нажатие на кнопку) программе будет послана команда – закрыться (Close). Нажимаем F9 и смотрим, что у нас получилось. Параллельно с этим, можно написать код для изменения цвета окна, описание чего было в прошлом уроке.
Если вы все сделали правильно, то в появившемся окне вашей программы должна находиться кнопка с вашей надписью на ней и если нажать на эту кнопку, то все окно закроется. Эта кнопка делает то же самое, что и крестик в правом верхнем углу окна (или комбинация клавиш Alt+F4).

Теперь еще об одном немаловажном нюансе. Программу то мы сделали, а как ее показать, например, своему другу? Неужели нужно брать с собой дистрибутив с Delphi и показывать сделанную программу через него?
Нет, делать этого не придется. Для того, чтобы получить *.exe файл, в котором заключена наша программа нужно сделать следующие действия.

Сохраняем свою программу где-нибудь на жестком диске, чтобы потом найти эту папку. После сохранения нажимаем снова F9 и после этого выходим из запустившейся программы. Повторяю, простое сохранение не создаст вам исполнимого (в данном случае Project.exe) файла. Чтобы файл создать необходимо после сохранения запустить компилятор (клавиша F9) и файл создастся в той папке, которую вы указали при сохранении вашей программы. Теперь этот файл будет работать самостоятельно без всяких дистрибутивов и прочих приспособлений. Его можно скинуть на флешку или передать по интернету (так вирусы и делают). Если вы удалите этот исполнимый файл, то он будет создан заново, после нажатия кнопки F9.

Помимо исполнимого файла, там будут лежать еще множество других файлов. Эти файлы необходимы для того, чтобы открывать, дополнять, исправлять текст программы. Исполнимые файлы исправить уже невозможно, они переведены в машинный код, в котором придется очень и очень долго разбираться, если это потребуется.
Spec вне форума  
Старый 14.11.2011, 16:15   #3
olesaa
Залётный
 
Регистрация: 14.11.2011
Сообщений: 9
olesaa на пути к лучшему
По умолчанию

отличная статья
olesaa вне форума  
Старый 16.07.2012, 22:21   #4
DG ЮГ
Новичок
 
Регистрация: 14.07.2012
Сообщений: 10
DG ЮГ на пути к лучшему
По умолчанию

Да, статья много чего объясняет, чайнику)))
DG ЮГ вне форума  



Метки
delphi, программирование, программа, учимся

Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход




Powered by SoftXaker® Version 3.5.1
, Форум хакеров и программистов: Forum.SoftXaker.ru